Расчет курса следования

Курсом следования называется такой курс, при выдерживании которого самолет будет перемещаться по линии заданного пути.

Расчет курса следования производится при подготовке к полету по шаропилотному ветру или в полете по измеренному ветру при условии, что штурману известны заданный путевой угол и воздуш­ная скорость полета (истинная). В результате расчета, т. е. по­строения навигационного треугольника в масштабе ветрочета, дол­жны быть определены курс следования, угол сноса и путевая ско­рость, необходимые для выполнения полета по заданному марш­руту. Порядок решения задачи на ветрочете и расчетчике рассмо­трим на конкретном примере.

Пример. Заданный путевой угол ЗПУ=90°, истинная воздушная скорость полета Уи = 800 км/ч, направление ветра. 8=350°, скорость ветра [/=140 км/ч. Определить курс следования, путевую скорость и угол сноса.

Порядок расчета на ветрочете (рис. 5.5).

1. Установить центр азимутального круга против значения истинной воздуш­ной скорости (800 км/ч) на линейке скоростей и закрепить его.

2. По 8 и U нанести вектор ветра на азимутальный круг ветрочета, для чего:

а) поворотом круга деление 350° совместить с индексом курсовой черты;

б) из центра круга в направлении 350° отложить скорость ветра 140 км/ч, пользуясь масштабными кольцами и линейкой скоростей.

3. Развернуть азимутальный круг так, чтобы против курсовой черты было значение заданного путевого угла 90°, совместить линейку скоростей рабочей сто­роной (правой) с центром азимутального круга и провести на нем диаметраль­ную линию.

4. Совместить линейку скоростей с концом вектора ветра, одновременно раз­ворачивая азимутальный круг так, чтобы прочерченная на нем линия была па­раллельна линейке скоростей.

5. Против курсовой черты отсчитать искомый курс следования (100°), про­тив конца вектора ветра по линейке скоростей — путевую скорость (765 км/ч), а по шкале сноса — угол сноса (—10°). Во избежание возможных ошибок в рас­чете курса следования и путевой скорости за счет непараллельности диаметраль­ной черты линейки скоростей необходимо к найденному значению курса алге­браически прибавить угол сноса. В случае когда сумма этих углов равна задан­ному путевому углу —задача решена правильно, если же сумма углов не равна ЗПУ, то задача решена с ошибкой, и ее решение следует повторить.

Порядок расчета на расчетчике НРК-2.

1. Установить треугольный индекс (шкала «Время») на значение истинной воздушной скорости (800 км/ч).

2. По шкале процентов по величине скорости ветра определить U%

^ 100= 17,5%, рис. 5.7, а).

3. Развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты номограммы установить направление ветра 8—350°.

4. На курсовой черте лимба нанести точку, соответствующую U% (конец относительного вектора ветра).

5. Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить значение заданного путевого угла 90° (рис. 5.7,6).

6. По положению «точки ветра» относительно линий сноса определить вели­чину и знак предварительного угла сноса УСі=*—10° и рассчитать курс Кі = = ЗПУ—УСі = 100°.

Т: Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить значение Кі (рис. 5.7,6).

8. Отсчитать УС (—10°) и W’% (95,6%).

Примечания: 1. Если УС отличается от УСі более чем на Г, то рассчи­тать Кг=ЗПУ—УС и установить лимб на уточненное значение курса Кг-

2. Деления 5, 10, 15, 25 номограммы лимба соответствуют 105, ПО, 115, 120, 125% при определении 117%-.

9. По шкале скоростей снять отечет W по величине W% (765 км/ч),