Расчет курса следования
Курсом следования называется такой курс, при выдерживании которого самолет будет перемещаться по линии заданного пути.
Расчет курса следования производится при подготовке к полету по шаропилотному ветру или в полете по измеренному ветру при условии, что штурману известны заданный путевой угол и воздушная скорость полета (истинная). В результате расчета, т. е. построения навигационного треугольника в масштабе ветрочета, должны быть определены курс следования, угол сноса и путевая скорость, необходимые для выполнения полета по заданному маршруту. Порядок решения задачи на ветрочете и расчетчике рассмотрим на конкретном примере.
Пример. Заданный путевой угол ЗПУ=90°, истинная воздушная скорость полета Уи = 800 км/ч, направление ветра. 8=350°, скорость ветра [/=140 км/ч. Определить курс следования, путевую скорость и угол сноса.
Порядок расчета на ветрочете (рис. 5.5).
1. Установить центр азимутального круга против значения истинной воздушной скорости (800 км/ч) на линейке скоростей и закрепить его.
2. По 8 и U нанести вектор ветра на азимутальный круг ветрочета, для чего:
а) поворотом круга деление 350° совместить с индексом курсовой черты;
б) из центра круга в направлении 350° отложить скорость ветра 140 км/ч, пользуясь масштабными кольцами и линейкой скоростей.
3. Развернуть азимутальный круг так, чтобы против курсовой черты было значение заданного путевого угла 90°, совместить линейку скоростей рабочей стороной (правой) с центром азимутального круга и провести на нем диаметральную линию.
4. Совместить линейку скоростей с концом вектора ветра, одновременно разворачивая азимутальный круг так, чтобы прочерченная на нем линия была параллельна линейке скоростей.
5. Против курсовой черты отсчитать искомый курс следования (100°), против конца вектора ветра по линейке скоростей — путевую скорость (765 км/ч), а по шкале сноса — угол сноса (—10°). Во избежание возможных ошибок в расчете курса следования и путевой скорости за счет непараллельности диаметральной черты линейки скоростей необходимо к найденному значению курса алгебраически прибавить угол сноса. В случае когда сумма этих углов равна заданному путевому углу —задача решена правильно, если же сумма углов не равна ЗПУ, то задача решена с ошибкой, и ее решение следует повторить.
Порядок расчета на расчетчике НРК-2.
1. Установить треугольный индекс (шкала «Время») на значение истинной воздушной скорости (800 км/ч).
2. По шкале процентов по величине скорости ветра определить U%
^ 100= 17,5%, рис. 5.7, а).
3. Развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты номограммы установить направление ветра 8—350°.
4. На курсовой черте лимба нанести точку, соответствующую U% (конец относительного вектора ветра).
5. Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить значение заданного путевого угла 90° (рис. 5.7,6).
6. По положению «точки ветра» относительно линий сноса определить величину и знак предварительного угла сноса УСі=*—10° и рассчитать курс Кі = = ЗПУ—УСі = 100°.
Т: Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить значение Кі (рис. 5.7,6).
8. Отсчитать УС (—10°) и W’% (95,6%).
Примечания: 1. Если УС отличается от УСі более чем на Г, то рассчитать Кг=ЗПУ—УС и установить лимб на уточненное значение курса Кг-
2. Деления 5, 10, 15, 25 номограммы лимба соответствуют 105, ПО, 115, 120, 125% при определении 117%-.
9. По шкале скоростей снять отечет W по величине W% (765 км/ч),